Доменико Гаэтано Мариа Доницетти
Гаэтано Доницетти - известнейший итальянский композитор, прославившийся на весь мир благодаря своим оперным произведениям "Анна Болейн", "Лючия ди Ламермур" и многим другим.
Великий композитор родился 29 ноября 1797 года в Бергамо - небольшом итальянском городе в семье бедных крестьян. Уже с ранних лет Гаэтано интересует музыкой. Мальчик получает образование в приходской школе, поет в городской капелле и в хоре собора Санта-Мария Маджоре. В 9 лет будущий композитор поступает в консерваторию Бергамо, которая в те времена носила название "Благотворительной музыкальной школы". Руководителем и основателем консерватории являлся талантливейший композитор Джованни Симон Майр, который давал уроки юному Гаэтано.
Мальчик очень любил музыку и посвящал ей все свободное время. Это не могло не отразиться на его успехах - уже спустя несколько месяцев он стал лучшим учеником в школе. А спустя год он добился значительных успехов и в освоении игры на клавичембало. Талантливость и способность схватывать все на лету способствовала получению качественного музыкального образования юным Доницетти. С одинаковой легкостью ему давались и декламации, и теория музыки, и основы контрапункта и многие другие дисциплины. Однако, несмотря на прилежность и усидчивость мальчика, через некоторое время его исключили из школы. Причиной этому послужил один недостаток - слабый голос, который не давал возможности стать великим певцом (хотелось бы напомнить читателю, что в те времена главным требованием, предъявляемым ученикам бесплатных музыкальных школ, был красивый голос). Но Гаэтано Доницетти повезло - его покровителем стал сам Джованни Симон Майр, благодаря своевременному вмешательству которого и удалось восстановить будущего композитора в школе.
В 1815 году, после окончания "Благотворительной музыкальной школы", по совету Симона Майра, Доницетти поступает в Болонскую консерваторию по классу контрапункта, преподавателем в котором был Маттеи. Через год Гаэтано пишет Симфонию до мажор - это была его первая экзаменационная работа для полного оркестра. В этот же период молодой композитор работает над оперой "Энрико, граф Бургундский". Напомним, что либретто для нее было написано его близким другом - Бартоломео Мерелли, который впоследствии стал великим импресарио.
Но, как это нередко бывает, большинство критиков не признали таланта молодого Гаэтано, назвав его произведение "Энрико, граф Бургундский" безликим. В то же время, в первый день на сцене опера не снискала ни похвалы, ни осуждения. А на второй день после ее премьеры на сцене поставили уже всемирно известную "Итальянку в Алжире" Россини, которая длилась практически до конца сезона. Естественно, сравнение было уничтожающим. Однако, Гаэтано не унывает и в декабре на сцене того же театра "Сан-Лука" идет его новое произведение "Сумасбродство", а после этого Доницетти пишет оперу "Петр Великий, царь русский, или Ливонский плотник", которую поставили в следующем году. На этот раз критики были более снисходительны - в "Петре Великом" многие из них увидели живость, непосредственность и хорошее знание композиции, что, по их мнению, является свидетельством незаурядности автора.
Однако первый серьезный успех снискала опера "Зораида Гранатская", которая увидела свет несколько позднее предыдущих произведений молодого композитора. Как утверждали современники Доницетти, постановка была превосходной. Прямым доказательством этому послужил полный аншлаг не только во время премьеры, но и во время следующих постановок. Это была поистине серьезная победа - первая и долгожданная.
12 мая того же года состоялась премьера комической оперы "Цыганка", написанной на стихи поэта Тоттолы. Ошеломляющий успех и на этот раз сопровождал произведение Гаэтано. Опера шла в течение года, и каждый раз собирала огромное количество почитателей творчества молодого композитора. Позднее автор пишет оперу "Кьяра и Серафина, или Пираты", однако постановка в миланском театре "Ла Скала" потерпела поражение. И вновь критики обрушились на маэстро и его творчество. Однако им не удавалось сломить дух великого композитора - на их выпады в прессе он отвечал все новыми и новыми произведениями. "Писать всегда и везде, писать как можно чаще, писать как можно лучше" - в этой фразе весь Гаэтано Доницетти - человек, которой стремился к совершенству во всем. Чего стоят 74 оперы, написанных при жизни великим композитором!
Однако не только музыкой увлекался молодой композитор. Его воображение уже давно занимала милая девушка Вирджиния - дочь известного юриста Луиджи Васселли, которой едва исполнилось шестнадцать лет. Помимо внешней красоты, Вирджиния обладала великолепным голосом. Это окончательно покорило композитора, и уже первого июня 1828 года он обвенчался с Вирджинией в церкви Санта-Мария ин Виа.
Любовь в жизни Гаэтано Доницетти была созидательной - она способствовала его творческому развитию, помогала творить. Та легкость, с которой в этот период великий композитор пишет свои нетленные произведения, вызывает восхищение и изумление. Вскоре Доницетти пишет одну из лучших опер - "Анну Болейн", сюжет которой основывается на исторических событиях. Автором стихотворений для этого произведения стал Феличе Романи. Премьера оперы состоялась в конце 1830 года. Публика оценила шедевр великого композитора по достоинству. Не меньше внимания публики привлек "Любовный напиток", премьера которого состоялась 12 мая 1832 года. Практически одновременно увидели свет "Лючия ди Ламмермур", "Полиевкт", "Лукреция Борджиа", "Роберто Девере", "Велизарий" и многие другие произведения.
В сорок пять лет Гаэтано Доницетти знают не только в Италии, но и далеко за ее пределами - для венских и парижских театров он пишет "Фаворитку", "Дочь полка", "Дона Паскуале", "Линду ди Шамуни" и другие шедевры. Однако в этот же период жизнь композитора омрачается симптомами неизлечимого заболевания - от сифилиса уже умерла любимая жена Вирджиния и теперь настал черед самого Гаэтано. Болезнь стала платой за любовные приключения, которые неоднократно имели место в жизни маэстро. После затяжного течения болезни жизнь автора бесценных творений обрывается 8 апреля 1848 года.